Советы психолога выпускнику, сдающему ЕГЭ
В период подготовки к ЕГЭ
1. Постарайся получить у учителя, более подготовленных одноклассников ответы на все имеющиеся или возникающие вопросы по предмету.
2. Работая с конкретным заданием, проясняй общий смысл и значение каждого его элемента. Обязательно потренируйся на аналогичных заданиях для прочного запоминания.
3. Используй разные способы запоминания материала: связывай новые знания с тем, что тебе уже хорошо известно; выделяй ключевые слова; выстраивай логические цепочки.
4. Во время занятий активно отдыхай через каждые 1,5 часа. Активизируют мыслительную деятельность размеренная ходьба, манипулирование пальцами, а также способы самовнушения: «Я смогу», «У меня все получится».
Во время экзамена
1. Внимательно прочитай инструкцию по выполнению работы.
2. Выполняй задания в соответствии с инструкцией и в том порядке, в котором они даны.
3. Для экономии времени пропускай задание, которое не удается выполнить сразу, и переходи к следующему. К пропущенному заданию вернешься в оставшееся время
4. Отвечай на вопрос только после того, как понял задание и проанализировал варианты ответа или продумал развернутый ответ.
5. Подбадривай себя самовнушением: «У меня все получится».
После экзамена
1. Обязательно отдохни: поспи, послушай музыку или займись другими приятными делами.
2. Готовясь к следующим экзаменам, используй опыт предыдущего.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Выпускники общеобразовательных школ
прошлых лет!
Выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования!
Если Вы собираетесь поступать в ВУЗы, где учитываются результаты ЕГЭ, Вы можете принять участие в сдаче экзаменов в формате ЕГЭ в первой волне (май- июнь) или во второй волне (июль) этого года.
Если Вы выбираете июньские сроки экзаменов, до 1 марта текущего года Вам необходимо обратиться в общеобразовательную школу, которую Вы закончили, или в районный отдел образования и написать заявление с указанием соответствующего предмета (предметов). Там Вам будет назван пункт проведения экзамена, дата проведения экзамена, выдан пропуск для участия в сдаче ЕГЭ.
При условии выбора сроков сдачи экзаменов в июле, Вы подаете заявление о приеме в соответствующий ВУЗдо 5 июля, получаете направление и регистрируетесь для сдачи ЕГЭ.
Консультации по интересующим Вас вопросам Вы можете получить в Отделе Оценки Качества Образования.
Т.2-10-15-57, 2-10-14-60
Советы психолога учителю, классному руководителю
В период подготовки к ЕГЭ
· Информируйте ребят о появлении всех нормативных документов, положений, рекомендаций, связанных с проведением ЕГЭ. Оформите в классе стенд по подготовке к ЕГЭ.
· Создайте условия, чтобы все дети определились с выбором предметов по ЕГЭ как можно раньше.
· Покажите привлекательность ЕГЭ лично для ребенка (сдавать экзамен по предмету один раз, объективность оценки, не ездить в разные вузы, не тратить деньги из семейного бюджета и т.д.).
· Проводите репетиционные контрольные работы, аналогичные ЕГЭ, по процедуре, времени выполнения, формам и содержанию заданий.
· Обратите внимание учащихся на важность внимательного прочтения инструкций и содержания заданий.
· Учите школьников умениям выделять главное, самостоятельно формулировать определения, четко выражать свои мысли, видеть и обосновывать причинно-следственные связи.
· Готовя ученика к ЕГЭ, помните, что при этом его самооценка по предмету должна повышаться.
После экзамена
· По возможности организуйте после экзамена встречу с учащимися.
· Выслушайте их, похвалите, порадуйтесь вместе с ними.
· Обратите внимание на эмоциональное состояние детей.
· Выделите детей, чье поведение показалось нехарактерным для данного ребенка, при необходимости обратитесь за помощью к специалистам.
· Помогите ребенку в случае необходимости подать апелляцию или принять исход экзамена и помочь построить свои дальнейшие планы.